Былевой эпос на Тереке
Работа в архивах и рукописных фондах по подборке материалов по былевому эпосу терских казаков для тома «Героический эпос» Свода «Памятники фольклора народов Дагестана» подтвердила широкое бытование былевого эпоса казаков в Дагестане. В докладе отмечено, что былины, записанные в Дагестане, по своему характеру они ближе к новгородскому социально-бытовому циклу.
О. В. Селина
«Открытие Пушкина»: пушкинская драматургия в театральной теории и педагогике Мейерхольда 1910-1920-х гг.
Статья посвящена одному из аспектов деятельности Мейерхольда-теоретика драмы и театрального педагога: опровержению устоявшегося мнения о пушкинской драме как «драме для чтения». Сценичность Пушкина была открыта режиссером через западноевропейский контекст: древнегреческую трагедию, Шекспира, испанскую драму (Лопе де Вега, Кальдерон). В течение двадцатилетнего периода (с 1910 г. по конец 1920-х гг.) имя Пушкина было последовательно связано для Мейерхольда с важнейшими понятиями его собственной театральной практики: «условным театром», «нелитературным театром» (театром действия), «сценическим гротеском», «балаганом», «монтажом аттракционов». Своим ученикам Мейерхольд предлагал драматургию Пушкина как тексты, на которых должно происходить воспитание актера-гистриона, актера-биомеханиста, театрального режиссера и художника.
О. Н. Купцова
Социальная антропология в современном провинциальном городе
В статье на отдельных примерах показано как методы и тематика классической фундаментальной социальной антропологии преломляются в полевых исследованиях среди современных жителей малых городов России.
О. Ю. Артемова
Максим Горький и Каприйская школа: Пролетарская культура между утопией и реальностью
Статья посвящена важнейшему периоду в истории философии и культуры, которому суждено было сыграть впоследствии ключевую роль в становлении мировоззрения всех участников философских, литературных и политических дискуссий.
Паола Чони
Религиозные корни «социалистического реализма»
В статье анализируются взгляды А.М. Горького на литературу и художественное творчество, сложившиеся в период создания им на Капри школы для рабочих
Паола Чони
Опыт классификации типических мест в разновременных записях эпоса «Тон-Аралчын-хан» (по Указателю Е.Н. Кузьминой)
В «Указателе типических мест героического эпоса народов Сибири», составленном Е.Н. Кузьминой, впервые проведена систематизация «общих мест» героического эпоса алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев и якутов. В результате привлечения обширного материала в сравнительном плане и выявления всего перечня типических мест эпоса названных народов ею была разработана Структура данного указателя, в котором каждое «общее место» получило свой индекс. / Кузьмина Е.Н., 2006, с. 58 /.
С. М. Орус-оол
Структура сюжета эпоса «Давид Сасунский» — инварианты и трансформации
Возможны два понимания сюжета: сюжет как идеология и сюжет как форма организации текста. Первый осознаваем автором и читателями, второй не осознаваем и может быть выявлен только в результате метаязыкового анализа. Это не столько содержание, сколько семантическая форма, которая организует собственно содержаниие.
С. Т. Золян
Фольклорные указатели: проблемы и перспективы направления работы
Ко второй половине XIX в. количество текстов повествовательного фольклора, собранных европейскими и русскими учеными, достигло тех критических величин, за пределами которых привычные приемы работы с материалом становились все менее и менее эффективными. Необходимы были каталогизация существующих записей и составление своего рода «навигационных карт» для ориентации в этом материале.
С. Ю. Неклюдов
СССР из Парижа глазами Г.А. Алексинского
Депутат Государственной думы Российской империи II созыва большевик Г.А. Алексинский, эмигрировав в 1907 году в Париж, легко вписался во французское общество. Однако в 1917 году после Февральской революции он возвращается в Россию, а после Октябрьской – вновь эмигрирует. В период второй эмиграции Г.А. Алексинский активно делится соображениями о том, почему СССР, по его мнению, не имеет ничего общего ни с революцией, ни с марксизмом.
Серж Роле
Странные иностранцы. Актерские образы чужого в театре 20-х годов
Статья посвящена проблеме деформации, характерной для образов иностранцев в советском театре 1920-х годов. В центре исследования — различные стили актерского грима — эксцентрический, экспрессионистический, карикатурный, экспрессионистский, абстрактный, декоративный, конструктивистский, реалистический и др.
Стефан Поляков