Статьи
«Воспоминания кавказского офицера» барона Ф.Ф. Торнау в научном изучении исторического прошлого Кавказа
В научном изучении исторического прошлого Кавказа важной страницей являются «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф.Ф. Торнау, отразившие эпоху 1830-х гг., когда восточное побережье Черного моря перешло под покровительство России, но обнаружилась нехватка сведений о крае. Записки русского разведчика, являясь одновременно историческим документом и литературным памятником, рассмотрены в статье как источник уникальных материалов по истории, этнографии, географии и культуре кавказских народов этого региона. Воспоминания Торнау дополняют подробностями планы и действия русского командования, картину побед и поражений русских войск на Кавказе.
Авидзба Регина Леонтиевна
Петербург в ранних рассказах А.Н. Толстого
В творчестве А.Н. Толстого 1910-х гг. создается реально-историческое пространство города, Петербурга, населенного обывателями, литературными и мифологическими существами.
Акимова Анна Сергеевна
Мифологические образы у В.Ф. Одоевского
В статье рассматриваются разные ипостаси В. Одоевского: исследователь и интерпретатор, хранитель, создатель, персонаж и жертва.
Акимова Мария Сергеевна
Миф и литература сегодня: философско-антропологические аспекты взаимоориентации
В статье рассматривается взаимоотношения мифа и литературы в истории человеческой культуры с точки зрения философской антропологии. Анализируется роль мифа как структуры сознания, исторического источника литературы и постоянного генератора образов и структур Показывается связь литературы и мифа с одной стороны, а символа, языка и игры – с другой, выявляются антропологические ориентации мифа и литературы. Делается вывод о важности обращения литературы к мифу в настоящее время, так как это может способствовать решению острой проблемы человеческой идентичности, обновления культуры и человека.
Балагушкин Юрий Евгеньевич
Вавилонская карусель Пауля Шеербарта
Статья посвящена творчеству немецкого фантаста Пауля Шеербарта (1863–1915). На материале его рассказа «Карусель» рассматривается космическая философия писателя и его концепция идеального города.
Беларев Александр Николаевич
«Живописный элемент» в творчестве Н. Саррот
Статья посвящена взаимосвязям художественного слова и живописи в творчестве Натали Саррот. Своей основной задачей романистка мыслила выражение «психологического элемента» – тропизмов, мельчайших движений подсознания субъекта. Способ их передачи, который применяет писательница в своем художественном тексте, помогает прояснить взаимоотношения словесного и пластического искусств в ее наследии. Интермедиальность в работах Саррот можно рассматривать в двух аспектах: в качестве экфрасиса живописных полотен, а также в виде синтеза искусств, объясняющего метод написания ее произведений.
Воронина Евгения Борисовна
Топос города в прозе итальянского неоавангарда
В статье рассматривается функционирование топоса города в прозе итальянского неоавангарда. Вокруг данного топоса возникает целый ряд взаимосвязанных, сложно переплетающихся мотивов: город-ад, город-лабиринт, город-текст, город-женщина. Топос города в неоавангарде обладает двойственным смыслом: в нем реализуются как социокритическая установка, характерная для авангардной литературы, так и возрождающие, реконструктивно-традиционалистские интенции.
Голубцова Анастасия Викторовна
Антитеза «природа – цивилизация» в творчестве новокрестьянских поэтов
В статье Н.А. Еременко доказывает, что образ города занимает важное место в творчестве новокрестьянских поэтов. Анализируя произведения Н. Клюева, А. Ширяевца, А. Клычкова, автор статьи раскрывает отношение поэтов к городу как к собирательному образу «ненавистной цивилизации», что помогает глубже понять художественно-философский склад их поэзии.
Еременко Наталия Алексеевна
Символика города в иллюстрациях В.И. Шухаева
В статье рассматривается символика В. Шухаева при изображении города, сквозного образа, который присутствует в иллюстрациях к таким произведениям, как «Пиковая дама» и «Борис Годунов» А.С. Пушкина и «Нос» Н.В. Гоголя. Художник выступает в роли интерпретатора литературного образа и помогает читателю в более глубоком его постижении. В первом случае он стремится выразить основную идею автора, конкретизируя отдельные детали текста; портреты литературных персонажей, а во втором — создает собирательный образ города (Петербурга).
Капица Вера Федоровна
Вальс как мотив литературы западноевропейского романтизма
Актуализация мотива танца в литературе начала XIX в. обусловлена как повышенным вниманием романтиков к идее синтеза искусств, так и полемикой, связанной с постепенным распространением вальса на территории Европы. Оформленный в духе руссоистского возвращения к природе, уже на ранних этапах романтизма, мотив танца демонстрирует известную симметрию с хореографическими характеристиками вальса как танца, не несущего на себе четкого отпечатка социальной иерархии, и модой начала века с её культом «нагого», а значит индивидуального тела.
Котариди Юлия Георгиевна
Притчевое начало в народных рассказах Л.Н. Толстого
В статье выделены жанровые особенности народных рассказов (синтез традиций русской средневековой литературы и фольклора), обозначены черты, сближающие различные в сюжетном отношении произведения Л.Н. Толстого — «Девчонки умнее стариков» и «Зерно с куриное яйцо», а также проведен анализ данных рассказов
Лещева Виктория Александровна
«Слава в вышних Дориану» Р. Брэдбери: отзвуки «Портрета Дориана Грея» и христианская дидактика
В статье рассматриваются параллели между поздней новеллой Р. Брэдбери «Слава в вышних Дориану» (Dorian in Excelsis, 1996) и романом О. Уайлда «Портрет Дориана Грея». В новелле сохраняются лишь отдельные элементы фабулы романа, имеющие отношение к проблемам морали: искушение красотой и молодостью, волшебное замещение человека его тайным двойником, который «впитывает» грех. Главный предмет рассмотрения в статье — этика Брэдбери, которая оказывается неожиданно близкой пуританскому дидактизму, готорновским картинам «братства во грехе».
Мороз Нина Анатольевна
Слово и реальность в повести К.С. Льюиса «Письма Баламута»
Повесть К.С. Льюиса «Письма Баламута» (1941) рассматривается как созданное профессиональным филологом и преподавателем произведение, в центре которого находится проблема слова. Повесть представляет собой «послания» старшего беса, написанные в ответ на письма «ученика», которые читатель должен реконструировать. Внутренняя реальность искушаемого человека, с которым «работает» младший бес под руководством наставника, также предстает как текст, большинство способов соблазнения связаны со словом. Основное внимание в статье уделяется взаимодействию нравственной и «филологической» проблематики повести.
Мороз Нина Анатольевна
Две стороны гоголевского гротеска в работах филологов формальной школы
Статья посвящена изучению категории гротеска в работах филологов формальной школы. Задачей нашего исследования является анализ работ о творчестве Н.В. Гоголя, в которых формалисты представляют своё понимание гротеска. Первое значение этого термина указывает на диегезис произведения. В этом случае гротеск мы определяем в качестве комплекса нарушений референциальной нормы правдоподобия при воспроизведении реальности. В композиционном смысле гротеск представляет собой контрастное соединение фрагментов текста, рассчитанное на остраняющий сенсибилизирующий эффект.
Огудов Сергей Александрович
Москва Даниила Андреева
Многие произведения Д. Андреева посвящены Москве, городу, в котором он прожил почти всю свою жизнь. В статье пойдёт речь о том, какой именно представлялась современная и будущая Москва поэту.
Ратникова Екатерина Николаевна
Рождественские и пасхальные рассказы в женских журналах 1910-х годов
В статье рассматривается специфика рождественских и пасхальных рассказов, опубликованных в массовых женских журналах 1910-х гг. Выявлено, что наиболее востребованным в календарных произведениях оказывается циклический тип сюжета с его схемой недостача – поиск – обретение. Сам праздник становится символом духовного перерождения героя, функциональную роль в сюжете приобретает религиозная символика. Насыщение смысла праздников Рождества и Пасхи прежде всего любовными коннотациями определяет взаимозаменяемость мотивов пасхальных и рождественских рассказов
Симонова Ольга Алексеевна
Особенности жанра древнеанглийской поэмы «Исход»
В статье рассматриваются основные жанровые особенности древнеанглийского поэтического переложения «Исход». Дается обзор традиционных терминов для обозначения жанра поэмы («христианский эпос» и «парафраза»). «Исход» сравнивается с героическим и архаическим эпосом, эпосом Библии. Пытаясь определить специфику эпоса в «Исходе», автор анализирует основные родовые характеристики эпоса.
Яценко Мария Вадимовна